Комплекс массажа и физических упражнений от 1,5 месяца до 3 месяцев
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и другие).
Массаж рук
Исходное положение ребенка: на боку, ногами к краю стола.
Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 6-8 раз.
Массаж живота.
Исходное положение: на спине.
Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
Массаж ног.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. 4-6 раз,
Внутреннюю поверхность бедра не массируют.
Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника (спинной рефлекс).
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.
Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Выполняют по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом.
Массаж спины
Применяют ребенку с 2-месячного возраста. Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
Поглаживание. Производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.
Рефлекторное упражнение - поднимание головы (рефлекс положения).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины. 1-2 раза
Массаж стоп.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, а затем растирание - 2-3 раза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
Рефлекторное упражнение - сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
Одной рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем другой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. 3-4 раза.
Рефлекторное упражнение - потанцовывание (ножной рефлекс).
Исходное положение: ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе.
От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз. Общая продолжительность занятия - 5-6 минут.
ПОЛЗАHИЕ (pефлектоpное).
Исходное положение: pебенок лежит на животе.
Согнyть ноги pебенка и соединить стопы так, чтобы они yпиpались в ладонь взpослого. Подталкивать подошвы согнyтых ног, в pезyльтате чего pебенок бyдет отталкиваться ими и стаpаться пpодвинyться впеpед.