Календарь развития ребенка до года по месяцам
Развитие ребенка в первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
- Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
- Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
- Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
- Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
Развитие ребенка на втором месяце
- Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
- Издавать звуки (агукать).
- Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
- Может успокоиться сосанием
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет
Развитие ребенка в третий месяц
- Смеется вслух;
- Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
- Гулит в ответ на звуки
- Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
- Попадает руками по висящим над кроваткой
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:blue;mso-fareast-language:
RU">игрушками;
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
- Находит источник звука и света
- Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
Развитие ребенка в четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
- Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
- Произносит первые слоги;
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
- Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
- Громко смеется,
- Визжит от восторга
- Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
- Переворачивается (в одну или обе сторону);
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
- Смеется, когда его щекочут
- Затихает, когда слышит музыку
Развитие ребенка в пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
Кувыркается, раскачивается и сгибается
Подтягивается на руках, пытаясь сесть
Сосет пальцы на ногах
Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
С удовольствием рассматривает лица на картинках
Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
Различает знакомых и незнакомых людей
Любит играть во время еды
Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
Осматривается в незнакомой обстановке
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
Развитие ребенка в шестой месяц
- Пытается ползти на животе
Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
Перекатываясь со спины на бок
Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
Любит играть едой
Перекладывает предметы из одной емкости в другую
Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
Внимательно вслушивается в речь
Откликается на свое имя
Издает самые разнообразные звуки
У него могут резко меняться настроение и эмоции
Долго и тщательно изучает предметы
Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
Может сравнивать два предмета
Развитие ребенка в седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным.
Совершенствуется умение сидеть.
Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
Гладит свое отражение в зеркале
Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
Развитие ребенка в восьмой месяц
- У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
Ребенок ползает
Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
Может долго играться с предметами
Привязан к родителям, остерегается посторонних
Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
Осознано говорит «мама» и «папа»
Ползает с игрушкой в руке
Встает у опоры
Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
Хлопает в ладоши и машет руками
Гладит и целует свое отражение в зеркале
Все пробует на вкус
Развитие ребенка в девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами
Поднимает и играет двумя предметами одновременно
Может листать толстые страницы картонной книжки
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
Может разворачиваться, когда ползает
Сует пальчики во все дырочки;
Может научиться защищать себя и свои игрушки
Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
Имитирует различные звуки
Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
Выполняет простые просьбы
Развитие ребенка в десятый месяц
- Может вставать у опоры
Ходит, держась обеими руками
Садится из положения стоя
Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
Может унести два мелких предмета в одной руке
Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
Обожает играть с водой
Подражает жестам, выражениям лица, звукам
Боится незнакомых мест
Любит подражать действиям других
Понимает и выполняет некоторые просьбы
Открывает ящики и исследует их содержимое
Любит помещать предметы друг в друга
Развитие ребенка в одиннадцатый месяц
Ребенок умеет:
- Самостоятельно садиться из положения на животе;
Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
Понимать слово “нельзя”.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
Ходить, держась за мебель;
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
Короткое время стоять без посторонней помощи;
Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
“Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
Пить из чашки без посторонней помощи;
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);
Развитие ребенка в двенадцатый месяц
- Самостоятельно стоит
Самостоятельно ходит
Встает из положения сидя на корточках
Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Собирает пирамиду,
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:blue;mso-fareast-language:
RU">строит 2-3 фигуры из кубиков
Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
Начинает капризничать
Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
Начинает проявлять чувство юмора
Откусывает, жует твердую пищу;
Пользуется ложкой и чашкой
Понимает почти все из того, что ему говорят
Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
Узнает животных на картинках
Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.