Тонзиллит | Многопрофильный медицинский центр - Братиславский

Тонзиллит

Тонзиллит — заболевание, которое характеризуется воспалением одной или нескольких миндалин, чаще небных, вызванным бактериальной или вирусной инфекцией. Он является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей.

Лимфоидная ткань миндалин глотки предназначена для того, чтобы служить барьером для проникновения в верхние дыхательные пути бактерий и вирусов. Однако при длительном протекании в них инфекционного процесса вследствие несвоевременного или неадекватного лечения они сами могут стать источником проблем, связанных с распространением инфекции на другие органы и системы организма.

Заболевание может протекать в острой или хронической форме. Острый тонзиллит известен как . Однако часто он является не следствием контакта с инфекционным возбудителем, а обострением хронического тонзиллита вследствие переохлаждения, переутомления или ослабления иммунитета под воздействием других факторов. В то же время не до конца вылеченный острый тонзиллит часто принимает хроническую форму.

Причины и симптомы хронического тонзиллита

К развитию хронического тонзиллита приводят не только частые ангины, острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), но и наличие в полости рта зубов с  не леченым  кариесом, болезней пародонта. Возникновению заболевания способствует также стойкое затруднение носового дыхания из-за искривления носовой перегородки, гиперплазии носовых раковин и др.

Хронический тонзиллит может протекать в виде периодически повторяющихся рецидивов ангины, не связанных с контактом с инфекцией, или в форме длительного вяло текущего воспалительного процесса миндалинах без обострений, проявляющихся клинически как ангина (безангинозный хронический тонзиллит).

Рецидивирующий хронический тонзиллит характеризуется повторяющимися ангинами, рецидивы случаются один или несколько раз в год. В перерыве между обострениями человек может чувствовать себя практически здоровым, при этом даже при объективном обследовании ЛОР-врачом у него не всегда обнаруживаются патологические изменения в самих миндалинах, прилегающей к ним слизистой оболочке полости рта или в лимфатических узлах. Тем не менее, регулярно повторяющиеся ангины – повод, чтобы заподозрить наличие хронического тонзиллита.

Чаще в период между обострениями присутствуют симптомы заболевания: боль в горле при глотании, особенно по утрам, першение или саднение в горле, приступы кашля, неприятный запах изо рта, ощущение комка или инородного тела в глотке. Возможно появление невралгических болей, отдающих в ухо или шею. К  местным симптомам нередко добавляются общее недомогание, быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная потливость, головные боли, незначительное повышение температуры вечером, а также различного вида дискомфорт в области сердца, вплоть до выраженных болей.

Хронический тонзиллит может протекать в компенсированной и декомпенсированной (с поражением сердца, почек, суставов, хронической интоксикацией) форме. Заболевание также вызывает изменения в иммунной системе организма.

Лечение хронического тонзиллита

Основным методом лечения является консервативная терапия (общая и местная). Если она не привела к успеху, то рассматривается вопрос о хирургическом вмешательстве (удаление миндалин – тонзилэктомия).

Общие методы консервативного лечения – это закаливающие процедуры (физические занятия на свежем воздухе, обтирания комнатной, а затем холодной водой, систематические занятия спортом). Они имеют большое значение, но их нельзя применять в периоды обострения и при наличии симптомов хронического тонзиллита в перерывах между ними. Физиотерапевтические процедуры (облучение коротковолновым ультрафиолетовым светом, лазерная терапия, диатермия, фонофорез) можно проводить, даже если у больного наблюдаются общие или местные симптомы заболевания в период между его обострениями.

Местное лечение состоит в смазывании миндалин и их лакун различными растворами (1-5% йодная настойка, раствор Люголя, йодглицерин и пр.). Основной эффект применяемых для этих целей растворов связан не с антибактериальным действием (для его реализации они недостаточно долго контактируют с тканями миндалин), а с их противовоспалительными, успокаивающими, вяжущими свойствами. Для лечения хронического тонзиллита применяют антибиотики. При их выборе следует учитывать, что это заболевание характеризуется наличием широкого спектра микробной флоры на пораженных миндалинах, причем многие штаммы обладают высокой β-лактамазной активностью (способностью разрушать пенициллины, относящиеся к группе β-лактамных антибиотиков). Поэтому предпочтение отдается защищенным аминопенициллинам (например, амоксиклав). Осложняет успешное проведение антибиотикотерапии снижение резорбирующей способности небных миндалин и склеротические процессы вокруг их лакун на фоне хронического воспаления.

Отсутствие эффекта консервативной терапии и развитие осложнений хронического тонзиллита является показанием к проведению хирургического лечения. В первую очередь речь идет о таких заболеваниях как ревматизм, эндокардит, нефрит, холангиогепатит. В большинстве случаев выполнение тонзилэктомии приводит к улучшению общего состояния здоровья и снижает выраженность патологических изменений в пораженных органах. К сожалению, далеко не всегда операция приводит к полному выздоровлению. Во-первых, хирургическое лечение не всегда обеспечивает полное устранение очага хронической инфекции, так как он может распространяться не только на сами миндалины, но и на окружающую их клетчатку, лимфатические узлы и др. Кроме того, в результате длительно протекающего хронического тонзиллита может привести к развитию прогрессирующего инфекционно-аллергического процесса.
Относительно новой методикой лечения хронического тонзиллита является криотерапия. Воздействие низкими температурами проводится на сами миндалины и на заднюю стенку глотки. Это приводит к разрушению патологически измененных поверхностных слоев тканей и устранению патогенной микрофлоры. После криовоздействия нормальная слизистая быстро восстанавливается, функции миндалин при этом полностью сохраняются. Преимуществами криотерапии по сравнению с традиционной тонзилэктомией является отсутствие кровотечений, болевых ощущений и хороший косметический эффект.

Осложнения тонзиллита

Наиболее грозное осложнение тонзиллита – это ревматизм, который поражает суставы, клапанный аппарат сердца, приводит к формированию пороков сердца и развитию сердечной недостаточности. Не до конца вылеченный тонзиллит может привести к заболеванию почек (пиелонефрит, гломероулонефрит). Местными осложнениями тонзиллита являются паратонзиллит и паратонзиллярный абсцесс.

Как предупредить хронический тонзиллит

Профилактика тонзиллита – это, в первую очередь, общее закаливание организма. Большое значение также имеют своевременное лечение заболеваний зубов и десен, синуситов, отитов. Не следует также забывать о профилактических осмотрах ЛОР-врача.