Фарингит | Многопрофильный медицинский центр - Братиславский

Фарингит

Фарингит: диагностика и лечение

Диагностика

Для диагностики фарингита ЛОР-врач осматривает полость рта и глотку больного, если этого недостаточно – проводится фарингоскопия. Для выявления возбудителя заболевания проводят микробиологическое исследование (бактериологическое и/или вирусологическое) или определение в крови антител к стрептококку. Дифференциальный диагноз проводят с катаральной , которые никогда не наблюдаются у больных ангиной.

Лечение фарингита

Лечение фарингита – амбулаторное. Прежде всего, необходимо исключить из рациона раздражающую пищу (горячую, холодную, кислую, острую, соленую), а также отказаться от курения и употребления алкоголя. Нужно много пить (1,5–2 литра в день), лучше, если это будут витаминизированные напитки (например, ягодные морсы или отвар шиповника). Выполнять полоскание теплыми антисептическими растворами (фурациллин, йодинол и др.), смазывание (раствор Люголя в глицерине) или орошение (например, Ингалипт, Тантум Верде, Каметон) глотки. Облегчить состояние также помогает полоскание теплым солевым раствором (1 чайная ложка на стакан воды), ингаляции раствором соды с растительным маслом или закапывание в нос теплого раствора соды с добавлением глицерина. Для снижения температуры тела можно принимать жаропонижающие средства (препараты парацетамола, аспирин – за исключением детей). Также врач может назначить лекарственные препараты с интерфероном и лизоцимом, антигистаминные средства и витаминно-минеральные комплексы. Если установлено, что фарингит имеет бактериальное происхождение (возбудителем чаще всего является гемолитический стрептококк), то, скорее всего, не удастся обойтись без антибиотиков. Назначать их должен врач, самолечение недопустимо.  Препаратами выбора являются пенициллины, а при их непереносимости цефалоспорины первого поколения и макролиды.

Лечение хронического фарингита всегда длительное, оно предусматривает помимо устранения очага хронической инфекции в носоглотке, лечение сопутствующих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринных нарушений и др. При гипертрофическом фарингите разросшуюся лимфоидную ткань прижигают, воздействуя на нее электрическим током или холодом (электрокоагуляция или криотерапия). При атрофическом фарингите, наоборот, терапия направлена на увеличение секреции слизи и уменьшение сухости (смазывание глотки раствором Люголя в глицерине) и стимуляцию регенераторных процессов в слизистой (препараты витамина А, АТФ).

В лечении хронического фарингита широко используют физиотерапию: ультрафиолетовое облучение, электрофорез, индуктотермию, магнито- и лазерную терапию. Хороший эффект имеет санаторно-курортное лечение.