УЗИ щитовидной железы | Многопрофильный медицинский центр - Братиславский

УЗИ щитовидной железы

До внедрения метода ультразвуковой диагностики практически невозможно было «заглянуть» в щитовидную железу. Сегодня УЗИ щитовидной железы - неоценимый диагностический помощник врача-терапевта или эндокринолога.

Щитовидная железа - орган-мишень для воздействия вредных влияний окружающей среды, профессиональных вредностей, всех видов излучения, в частности, при работе на компьютере. УЗИ гарантирует своевременную диагностику воспалительных изменений, кист, узловых образований в железе.

Патология щитовидной железы встречается примерно у 8 % взрослого населения земного шара. Злокачественные опухоли щитовидной железы составляют до 3 % в структуре онкологических заболеваний. Именно поэтому своевременная диагностика заболеваний щитовидной железы представляет особую важность в комплексном обследовании и лечении.

Сравнительная невысокая стоимость и доступность УЗИ-метода позволяет широко использовать этот метод не только как диагностический, но и в качестве вспомогательной методики при необходимости пункции щитовидной железы, т.к. при процедуре пункции есть высокий риск задеть близлежащие ткани, что может дать ложноположительные результаты при проведении гистологического исследования.

В современных алгоритмах диагностического поиска при тиреоидных болезнях большое значение имеет УЗИ щитовидной железы. Сегодня при подозрении на любую патологию щитовидной железы и в любом возрасте доктор вслед за осмотром пациента объективно и не случайно избирает первым именно этот высокоинформативный метод. Причем возлагает на него функцию одного из главных критериев первичной диагностики, от результатов которого будет зависеть необходимость и выбор не только последующего обследования (гормональный анализ, иммунологические тесты, морфологическое исследование материалов пункционной биопсии), но и лечения.

Именно УЗИ правомочно избирается эндокринологом как ведущий способ динамической оценки состояния щитовидной железы на разных этапах терапевтического лечения, после оперативных и лучевых вмешательств, при пожизненном диспансерном наблюдении для раннего выявления угрозы рецидива заболевания после его излечения.

КОГДА ПРОВОДИТСЯ УЗИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ?
УЗИ щитовидной железы необходимо провести при ожирении, сонливости, вялости, отеках, отсутствии интереса ко всему окружающему, ощущении «комка» в горле, раздражительности, нарушении сна, потере веса, учащенном сердцебиении, дрожании рук, повышении температуры, повышенной возбудимости, легкой смене настроения.
УЗИ щитовидной железы дает возможность выявить увеличение щитовидной железы, изменения, связанные с воспалительными заболеваниями, определить наличие узловых образований, в том числе «малых», до 1 см в диаметре, так называемых непальпируемых образований.

КАК ПРОВОДИТСЯ УЗИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ?
УЗИ щитовидной железы позволяет детализировать ее размеры и структуру. Это очень важно – практически все болезни щитовидной железы сопровождаются изменениями ее ткани. Если для уточнения диагноза в случае более глубоко расположенных органов иногда требуется проведение компьютерной томографии, то при патологии щитовидной железы достаточно только ультразвукового исследования.

Исследование проводится в любой день без специальной подготовки. При необходимости может дополняться исследованием крови на гормоны.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОТОКОЛА УЗИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Тиреоидный объем. Техника измерения размеров щитовидной железы должна предусматривать следующий минимум важных элементов. Положение датчика на шее пациента должно сопровождаться минимальным давлением на кожу (избегать расплющивания долей, что искажает результат в сторону возможного завышения). Для клинициста важен вопрос - отличается тиреоидный объем у обследуемого пациента от нормального стандарта? Степень отклонения от верхней границы нормы (при увеличении щитовидной железы, именуемой эндокринологами зобом, а в эхографии - тиромегалией) или от нижнего лимита (при гипоплазии щитовидной железы) выражается в процентах. Эта информация необходима врачу для динамического сравнения изменений на фоне лечения при оценке его эффективности для коррекции дозы лекарственных препаратов.

Эхогенность тиреоидной ткани. Для оценки этого критерия врач должен сравнить плотность тиреоидной ткани не с мышечными тканями любой локализации (шейными, языка, плечевого бицепса) и не с другими органами (селезенка), а только с тканью околоушной слюнной железы пациента – поскольку она так же, как и ткань самой щитовидной железы, легко визуализируется.
Эхоструктура тиреоидной ткани. Чрезвычайно важно избегать при ее описании любых, хотя и распространенных, но весьма субъективных описательных характеристик и эпитетов, а придерживаться стандартной и понятной всем эхографической терминологии.
Нормальной (однородной) признается только такая структура железистой ткани, гипоэхогенная зернистость которой не превышает в диаметре 1 мм. Если на таком фоне визуализируются отличающиеся по эхогенности участки, врач констатирует неоднородный (гетерогенный) характер эхографической структуры, что может соответствовать диффузной (неузловой) или очаговой (узловой) патологии щитовидной железы.

УЗИ щитовидной железы стоит делать профилактически людям старше 35 лет.
Вам нужно сделать УЗИ щитовидной железы, если:
  • работа связана с профессиональной вредностью (например, получаете систематическое излучение от монитора компьютера или вынуждены часто переезжать со сменой климатических зон);
  • возраст больше 40 лет и Вы не проводили исследований щитовидной железы;
  • принимаете гормональные препаратов;
  • имеете неблагоприятную наследственность по заболеваниям щитовидной железы;
  • у Вас или Ваших родственников сахарный диабет;
  • беременность или ждете ребенка (УЗИ абсолютно безвредно);
  • жалуетесь на удушье, беспричинный кашель, повышенную возбудимость и нервозность;
  • обнаружили пальпируемые образования щитовидной железы.
Высокая квалификация нашего специалиста дает возможность при УЗИ щитовидной железы диагностировать:
  • даже небольшое ее увеличение (зоб, гиперплазия щитовидной железы),
  • определить разрастание соединительной ткани,
  • косвенно оценить функции (повышенная или пониженная продукция гормонов),
  • найти узловые образования (узловой зоб),
  • заподозрить аутоиммунное поражение (аутоиммунный тиреоидит) или рак.